Южный океан
Южный океан окружает Антарктиду и составляет примерно 15 процентов площади мирового океана. Он простирается от побережья материка на север к Антарктическому полярному фронту – фронтальной зоне, отличной от других в физическом и биологическом отношении, где холодные воды Южного океана встречаются с более теплыми и солеными субантарктическими водами Атлантического, Индийского и Тихого океана и продолжают свое движение под ними.
Границы Антарктического полярного фронта меняются в зависимости от сезона и от географического положения, но в основном находятся вблизи 50° ю. ш. в Атлантическом и Индийском секторах Южного океана и 60° ю. ш. в Тихоокеанском секторе.
Южный океан имеет три различных экологических зоны:
- свободная ото льда зона на севере;
- обширная сезонная зона паковых льдов примерно между 55–60° и 70–75° ю. ш.;
- зона постоянных паковых льдов, прилегающая к материку.
Промысел морских ресурсов
Промысел живых морских ресурсов Южного океана ведется с 1790 г., когда зверобои впервые стали охотиться на морских котиков ради их меха. К 1825 г. некоторые популяции морских котиков были почти полностью истреблены, и зверобои начали охотиться на морских слонов и некоторые виды пингвинов ради их жира.
Китобойный промысел в этом районе начал вестись в 1904 г., и все семь видов китов, обитающих в Южном океане, подверглись интенсивной эксплуатации.
С начала 1960-х гг. с разной степенью интенсивности ведется промысел антарктической рыбы, крабов, кальмаров и криля, являющегося краеугольным компонентом экосистемы Антарктики.
Промысел тюленей в небольших масштабах продолжался и в 20-м веке, однако популяции тюленей сократились настолько, что к середине 1820-х гг. большая часть коммерческих промыслов пришла в упадок. С 1950-х гг. коммерческий промысел тюленей в Антарктике не ведется. Конвенция о сохранении антарктических тюленей была принята с целью предотвращения чрезмерной эксплуатации популяций тюленей в будущем.
Конвенция установила допустимые ограничения на вылов таких видов, как тюлени-крабоеды, морские леопарды и тюлени Уэдделла. Ежегодные ограничения на вылов были установлены на уровне 175 000 особей тюленей-крабоедов, 12 000 особей морских леопардов и 5 000 особей тюленей Уэдделла. Была установлена зональная система с закрытыми для охоты сезонами. Полную охрану получили редко встречающиеся тюлени Росса, южные морские слоны и некоторые виды морских котиков.
Из основных групп китов только малые полосатики избежали серьезного истощения запасов, вызванного коммерческим промыслом. Эксплуатация этого вида (самого мелкого среди крупных китов) началась только в начале 1970-х гг. Несмотря на то что существует несколько сотен тысяч антарктических малых полосатиков и этот вид не считается находящимся под угрозой исчезновения, оценочная численность малых полосатиков существенно сократилась в периоды 1982/83–1988/89 и 1991/92–2003/04 гг. В настоящее время, по оценке, общая численность антарктических малых полосатиков составляет примерно 460 000–690 000 особей. Япония ежегодно добывает несколько сот малых полосатиков в этом районе в исследовательских целях, санкционированных Международной китобойной комиссией.
Мораторий на коммерческий китобойный промысел был введен в 1987 г. Китовые заповедники были созданы в Индийском океане в 1979 г. и в Южном океане в 1994 г.
Регулирование запасов китов в Антарктике (и в других районах) является обязанностью Международной китобойной комиссии, которая оценивает восстановление запасов китов и эффективность моратория и заповедников. Имеются признаки восстановления некоторых видов китов, однако из-за низкой численности некоторых наиболее крупных видов трудно определить их общее количество по данным наблюдений.
Крупномасштабный промысел рыбы начался только в конце 1960-х гг.; к важным промысловым видам относились светящиеся анчоусы (миктофовые), щуковидная белокровка (Champsocephalus gunnari), мраморная нототения (Notothenia rossii) и желтоперая нототения (Patagonotothen guntheri). К концу 1970-х гг. запасы некоторых видов рыбы в ряде районов были серьезно истощены.
Общие тенденции вылова рыбы колебались в широких пределах, отражая интенсивный промысел в период 1960-х и 1970-х гг. до создания АНТКОМ. Такой промысел привел к истощению запасов мраморной нототении и к большим, возможно, связанным с экосистемой всплескам в объеме уловов щуковидной белокровки в середине 1970-х и в 1980-е гг.
Уловы криля также были высокими, но непостоянными примерно с 1978 г. и до начала 1990-х гг., когда советская флотилия была расформирована после распада бывшего СССР. К середине 1980-х гг. АНТКОМ ввел долговременный запрет на направленный промысел рыбы в подрайонах 48.1 и 48.3 и на промысел мраморной нототении в Подрайоне 48.3. С того времени были введены и другие запреты на направленный промысел, в частности на промысел клыкача.
В 1980-е и 1990-е гг. промысел концентрировался на криле, патагонском клыкаче (Dissostichus eleginoides), щуковидной белокровке и, в ограниченном масштабе, на кальмарах и крабах. Развитие новой промысловой технологии и рынков в последние годы привело к росту заинтересованности в поисковых промыслах антарктического клыкача (Dissostichus mawsoni) вблизи континента и к возобновлению интереса к промыслу криля. Уловы, полученные в Южной Атлантике, преобладают в полученных в Южном океане уловах, которые по-прежнему составляют приблизительно одну треть того, что ловили в 1980-е и 1990-е годы.
Если рассматривать по основным статистическим районам, то общий вылов в Южной части Атлантического океана (Район 48) демонстрирует постоянную тенденцию к увеличению с самого низкого значения 64 000 т в 1993 г. до 131 700 т в 2009 г.
В Индоокеанском секторе (Район 58) после крайне изменчивых уловов, имевших место в период 1970–1990 гг., вылов стабилизировался на уровне, составляющем лишь небольшую часть максимального объема вылова в тот период, хотя и с тенденцией к небольшому росту.
В Тихоокеанском секторе Южного океана после периода 1977–1992 гг., когда уловы были крайне изменчивыми, а затем до 1998 г. зарегистрированных уловов не имелось, вылов демонстрировал общую тенденцию к увеличению, с самым высоким значением 3 730 т в 2005 г.
Эти цифры отражают зарегистрированный вылов. В период 1990-х и в начале 2000-х гг. незаконным, нерегулируемым и нерегистрируемым (ННН) промыслом были получены большие незарегистрированные объемы клыкача, которые, возможно, были в пять-шесть раз выше зарегистрированного вылова.
[наверх]